Человечество издавна стремилось уйти хотя бы на время от реальности: появились боги и религии, книги, игры, вещества, изменяющие сознание и т. д. Сейчас мы приблизились к своей мечте вплотную, изобретя метавселенные. В эту индустрию активно инвестируются миллиарды долларов по всему миру. Что же это, и какие возможности, в том числе для бизнеса, открывают сегодня виртуальные платформы?
Простыми словами метавселенная (metaverse) — цифровое 3D-пространство, виртуальная экосистема/платформа, в которой у каждого есть возможность создать свой прототип-аватар (цифрового двойника). С его помощью в метавселенной можно жить жизнью, приближенной к реальной: передвигаться и заниматься спортом, приобретать и продавать товары, обучаться, владеть активами, вести бизнес, встречаться с другими, отдыхать на курорте и т. д. Также метавселенные называют Web 3.0. Погружение в альтернативный 3D-мир происходит, в основном, с помощью специального VR и AR-оборудования.
Ключевые характеристики любой метавселенной:
Сейчас каждый IT-гигант старается создать свою виртуальную экосистему. Каждая имеет свою внутреннюю валюту. Десятки видов монет различных метавселенных появились на крипторынке. Ожидается, что в дальнейшем в виртуальной реальности будет единая криптовалюта, но пока неизвестно какая.
Метавселенные могут быть как централизованными по своей архитектуре, так и децентрализованными. Централизованными платформами руководит один владелец (обычно, компания). Во втором случае метавселенная строится на блокчейне, а любые решения принимает ее комьюнити.
Можно рассматривать метавселенные, как следующую ступень в развитии игровой индустрии, но для них характерны некоторые особенности:
Главная цель концепции метавселенных — обеспечение пользователям полной свободы. Каких-либо ограничений для бизнеса нет: можно реализовать любой проект в сфере развлечений, работы, услуг.
Наиболее популярны сегодня такие метавселенные как Roblox, Decentraland, Sandbox, Spatial.
Эта метаверс-игровая платформа основана еще в 2006 году Дэвидом Базуки. Сейчас на ней насчитывают более 45 млн. активных пользователей. Платформа централизованная. Ее криптовалюта Robux используется для покупки различных игровых предметов и дополнительного функционала игры. На платформе присутствуют такие бренды, как Lego, Hasbro и Nerf. На ней доступно создание собственных игр. Пользование полностью бесплатное, нет завышенных требований к оборудованию. Весь контент платформы создается комьюнити.
Данная платформа-метавселенная сейчас самая густонаселенная. Она была основана в 2017 г. Система построена на Ethereum. Используются криптовалюты ETH и MANA для покупки земли (имеется более 90 тыс. земельных участков), объектов интеллектуальной собственности и множества других функций платформы. Эта метавселенная децентрализованная: ею управляет ДАО — децентрализованное автономное общество. На сегодня в Decentraland присутствуют такие бренды, как Samsung, Atari и HTC. Она доступна для строительства собственных локаций.
Игровая метавселенная создана по принципу «песочницы» на базе Ethereum, основана в 2012 году. В The Sandbox можно легко погрузиться с обычного монитора или смартфона. Для транзакций внутри виртуальной платформы используется криптовалюта SAND. В метавселенной присутствуют бренды Care Bears, Atari и др. The Sandbox также доступна для создания собственного мира/игры.
Децентрализованная экосистема построена на блокчейне Binance. Платформа основана в 2021 г. и состоит из множества бесконечных пространств. Цель Spatial — стать супервселенной для стартапов, особенно в сферах искусства и развлечений. Токен SPAT кроме покупок дает возможность держателям принимать в метавселенной управленческие решения. Для создания собственных локаций на Spatial имеются готовые шаблоны 3D моделей и простые инструменты, можно также загружать собственные модели, изображения, аудио, видео. Благодаря этому Spatial уже привлекла целый ряд дизайнеров, художников и фотографов. На платформе проводятся выставки NFT-коллекций, арт-шоу и другие мероприятия, которые может посетить каждый.
Название
|
Год основания
|
Криптовалюта
|
Присутствующие бренды
|
Доступность для создания
|
Roblox
|
2006
|
Robux
|
Lego, Hasbro, Nerf
|
Доступна
|
The Sandbox
|
2012
|
SAND
|
Care Bears, Atari, RollerCoaster Tycoon
|
Доступна
|
Decentraland
|
2017
|
MANA
|
Samsung, Atari, HTC
|
Доступна
|
Spatial
|
2016
|
SPAT
|
Vogue, Neosutras
|
Доступна
|
Среди популярных в настоящее время метавселенных также HORIZON Worlds, Journee, Axie Infinity, NEOS VR, VRChat и др.
По предварительным прогнозам в следующие десять лет вклад метавселенных в мировой ВВП составит как минимум $3 трлн., а пользователи будут проводить в них ежедневно по несколько часов. Крупнейшие бренды и корпорации активно осваивают новые возможности, которые предоставляют виртуальные платформы. Некоторые примеры:
Итак, какие возможности для бизнеса открывают метавселенные уже сегодня:
Для получения максимальных выгод стоит правильно подобрать Web.3 с учетом специфики деятельности компании, особенностей аудитории метавселенной и создавать качественный контент на выбранной платформе.
Сегодня человечество фактически стоит у истоков создания параллельных реальностей. Но очевидно: чем дальше, тем сильнее будут стираться границы между виртуальным и реальным миром.
Корпорации не перестают инвестировать в мета индустрию огромные капиталы. Такие гиганты, как Google и Apple, интенсивно скупают работающие в сферах виртуальной/дополненной реальности (VR/AR) компании. Активно развивается метаверс в Азии. Так в Южной Корее создана виртуальная копия Сеула. Правительство страны запустило метавселенную с офисами брендов и «госуслугами». Sony инвестировала более $1 млрд. в разработку своей метавселенной, а Samsung организовала 3 собственных Web.3.
Важно: для виртуального пространства не имеет значения из какой страны бренд или покупатель, и никакие эпидемии (вроде Covid-19) не помешают в нем вести бизнес, передвигаться или общаться. Ожидается, что со временем метаверс заменит все соцсети, маркетплейсы и другие приложения. Сейчас мы имеем уникальный шанс поучаствовать в историческом моменте создания виртуального мира, использовать все его преимущества и возможности.