Анализ данных о покупках клиентов для международной FMCG-компании
#АнализДанных
#КомпьютерноеЗрение
#ВебРазработка
Клиент

Но это стало только только первым этапом проекта, и тогда мы еще не знали, до каких масштабов он вырастет.
Международная компания-производитель товаров первой необходимости.
Контекст
Так как конкуренция на рынке товаров для детей нарастает с каждым годом, а японские производители подгузников наращивают долю и усиливают свои позиции, бренды запускают новые активации для удержания клиентов, увеличения их лояльности и привлечения новых покупателей.
Задача
Разработать веб-платформу с возможностью создания личного кабинета, регистрации чеков и накопления бонусов, чтобы получать дополнительную скидку на следующую покупку товаров бренда клиента или подарки от партнеров-ритейлеров.
Решение
Так в начале 2019 года клиент в партнерстве с сетью магазинов товаров для детей «Детский мир» решили запустить программу лояльности для покупателей по всей России.
01
02
Этап 1
Механика программы лояльности довольно проста:
1
2
3
В магазинах сети «Детский мир» размещают рекламный баннер, что чек с товарами бренда можно зарегистрировать на сайте программы лояльности;
Покупатели открывают личный кабинет на сайте и загружают чек;
Встроенный нами CV-модуль «читает» QR-код на чеке, чтобы получить информацию о покупке, а также валидировать, что покупка проходит все условия акции;
Система автоматически распознает продукты бренда и начисляет баллы, которые потом клиент может потратить — обменять на скидку или подарок от бренда.
4
Кроме этого в административной панели сайта собирается глобальная статистика по всем покупателям, зарегистрированным в программе, и их действиям, что помогает рассчитывать успешность промо.

Когда с момента запуска программы лояльности прошло полтора года, а у нас накопилось 300 тысяч чеков, появился рациональный вопрос: как мы можем использовать полученные данные и что еще сможем узнать о клиентах. Проанализировав их покупки, можно лучше понять портрет покупателя и какие сопутствующие товары приводят к покупке товаров бренда.
Есть легендарное исследование о работе ассоциативных правил: в начале 90-х годов аналитики проводили исследование корзин покупателей в американской сети минимаркетов и обнаружили, что самым сильным правилом была покупка пива вместе с подгузниками в период с 17 до 19 часов. Тогда руководство магазина не восприняло такой результат всерьез, но это действительно работает. Поняв, что клиенты кладут в одну корзину, можно ответить на многие вопросы: где покупать рекламу, как коммуницировать с покупателями, с кем проводить коллаборации. И на них мы стремились ответить клиенту.
CTO Cleverbots
Дмитрий Пухов
Мы столкнулись с тем, что данные были очень плохого качества. Напомним, мы собирали чеки из разных магазинов огромной сети «Детский мир», каждый из которых — самостоятельное юрлицо, и один и тот же товар мог быть заведен в систему по-разному. Или же разные товары заведены одинаково, стоимость так же могла различаться.
Решение
Этап 2
В начале 2021 года мы начали работать над платформой для анализа чеков.
1
2
3
Нам нужно было создать систему для регулярного анализа данных о покупках, чтобы была возможность отслеживать динамику. Теперь из имеющихся 300 тысяч чеков нам нужно было получить не только информацию о товарах бренда, но и ответить еще на три вопроса:
Какие бренды чаще покупают вместе с брендом клиента?
Какие именно это товары?
Меняются ли товары-спутники с увеличением чека?
Чтобы структурировать данные, мы разработали свой собственный парсер. Он состоит из огромного количества правил, которые структурируют всю информацию и приводят к единому виду. Он научился доставать из чека все детали о товарах, которые важно было понимать: какая линейка, какая категория товаров, какой объем. Так мы научились различать все SKU бренда, но это был только один поток информации.
Второй поток — все остальные товары в чеке, которые нам тоже было важно распознавать. Так как о них нам не нужна была такая детальная информация, мы подключили распознавание чеков от банка Тинькофф, и этого оказалось вполне достаточно.
Для визуализации полученных данных мы создали интерактивный дашборд в Microsoft PowerBI в различных разрезах и настроили ежемесячное автообновление данных.
— проводить RFM-анализ клиентов и готовить персонализированные предложения для покупателей;
— планировать совместные промокампании с другими производителями;
— запускать эффективную таргетированную рекламу.
Кроме того, к программе лояльности присоединился маркетплейс Ozon, а это значит, что теперь мы сможем получать еще больше информации о предпочтениях покупателей.
Сейчас на базе полученной информации мы можем собрать большую аналитику по товарному соседству, на основе которой бренд может:
на потребительские привычки с помощью нестандартных промоакций и персонализации маркетинговых кампаний
Результаты
чеков с товарами бренда клиента мы собрали и проанализировали
Научились влиять
Более 383 тыс.
96,6 тыс.
реакций — лайков, отзывов, пройденных опросов и приглашенных друзей —
получил бренд в соцсетях и на сайтах отзывов
Определили покупателей
в кластеры по размеру чека и выделили возможности их перемещения между группами
Более 104 тыс.
активных пользователей зарегистрированы на портале программы лояльности
Выводы
Узнали, что с одной пачкой
подгузников бренда клиента покупают в среднем семь упаковок детского пюре
Поздравляем!
Вы зарегистрировались на онлайн-вебинар "ИИ-трансформация маркетинга". Ссылка на вебинар придет вам на почту. До встречи!
Политика конфиденциальности

1. Общие положения

Настоящая Политика конфиденциальности составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые ООО "Умные технологические решения" (далее – Оператор).

1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта marketplace.cleverbots.ru.

1.3. Оператор не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем

2. Основные понятия, используемые в Политике

2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

2.3. Веб-сайт – marketplace.cleverbots.ru.

2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;

2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

2.7. Оператор – Общество с ограниченной ответственностью «Умные технологические решения» (ИНН 7743218955, ОГРН 1177746707049), осуществляющее обработку персональных данных пользователей;

2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта marketplace.cleverbots.ru;

2.9. Пользователь – любое физическое или юридическое лицо, выразившее согласие с изложенными в настоящей Политике условиями.

2.10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

2.11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;

2.12. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Перечень персональных данных, согласие на обработку которых Пользователь дает Оператору фамилия, имя и отчество;

номер мобильного телефона;
адрес электронной почты;
IP-адрес устройства Пользователя;
данные файлов «cookie»;
информация о веб-браузере Пользователя;
дата и время доступа к Веб-сайту;
адреса запрашиваемых страниц Веб-сайта;
тип устройства Пользователя (мобильное или ПК).

3.1. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

3.2. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием «Персональные данные».

4. Цели обработки персональных данных

4.1. Цель обработки персональных данных Пользователя — заключение, исполнение и прекращение гражданско-правовых договоров; предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте marketplace.cleverbots.ru.

4.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты marketplace@cleverbots.ru с пометкой «Отказ от уведомлений о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

4.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

5. Правовые основания обработки персональных данных

5.1. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте marketplace.cleverbots.ru. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

5.2. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

6. Порядок обработки персональных данных (конфиденциальность)

6.1. В рамках предоставленного согласия Оператору предоставляется право на совершение с персональными данными Пользователя любых действий включая, но не ограничиваясь: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу, обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление иных необходимых действий с персональными данными с учетом действующего законодательства.

6.2. Обработка персональных данных Пользователя разрешается с применением следующих основных способов (но не ограничиваясь ими): хранение, запись на электронные носители и их хранение, составление перечней, маркировка.

6.3. Обработка персональных данных Пользователя разрешается без использования средств автоматизации в соответствии с действующим законодательством.

6.4. Обработка персональных данных Пользователя в соответствии с настоящим Соглашением осуществляется без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», поскольку:

6.4.1. Обрабатываются персональные данные Пользователя, полученные Оператором в связи с заключением и исполнением настоящей Политики, стороной которой является Пользователь, при этом персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия Пользователя и используются Оператором исключительно для исполнения настоящей Политики и заключения иных договоров и соглашений с Пользователем;

6.4.2. Персональные данные Пользователя, полученные Оператором, обрабатываются без использования средств автоматизации, то есть при непосредственном участии человека, в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.

7. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

7.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

7.2. Оператор гарантирует, что персональные данные пользователей не будут переданы третьим лицам за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства.

7.3. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора marketplace.cleverbots.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

7.4. Оператор обязуется проинформировать Пользователя в кратчайшие сроки в случае несанкционированного разглашения персональных данных Пользователя или в случае утраты таких персональных данных.

7.5. В случае утраты или разглашения Персональных данных Оператор не несёт ответственность, если персональные данные:

7.5.1. Стали публичным достоянием до их утраты или разглашения.

7.5.2. Были получены от третьей стороны до момента её получения Оператором.

7.5.3. Были разглашены с согласия Пользователя.

8. Заключительные положения

8.1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты marketplace.cleverbots.ru.

8.2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

8.3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу marketplace.cleverbots.ru.

8.4. Пользователь соглашается, что ознакомился со всеми условиями настоящей Политики, понимает и принимает их в полном объеме.

8.5. В случае несогласия с настоящими условиями Политики, Пользователь обязан прекратить использование Веб-сайта





Вы зарегистрировались на онлайн-вебинар "ИИ-трансформация маркетинга". Ссылка на вебинар придет вам на почту. До встречи!